Графомания — это не болезнь, а призвание

Копирайтинг сродни графомании — все время хочется выплеснуть «на бумагу»…

Написание осмысленных текстов — то, чему не учат в школе.

Первые перлы под заказ

Да все это делали, даже не отрицайте! Избежать сочинения в школе можно было, только если ты даун. Я не такой. Я писал сочинения и терпеть их не мог. Немного ненависти распространялось и на училку, так ее было много.

В 8 классе я понял, что не обязательно въезжать в тему, чтобы написать текст, который устроит заказчика. Схема работает просто: внимательно слушаем училку заказчика, по возможности записываем в тетрадь, компилируем из услышанного/записанного удобочитаемый текст. Так я написал отличное сочинение по «Слову о полку Игореве». Вообще не понял о чем там речь, но получил 5 за свой опус.

Позднее опыт подсказал: тему изучить нужно настолько хорошо, насколько позволяет время, отведенное заказчиком на подготовку текста. Школьные сочинения начали вызывать приятные ностальгические воспоминания.

Вывод 1. Главное хорошо подготовиться: внимательно слушать, максимум записывать, изучить, насколько возможно, тему по открытым источникам и предоставленным материалам, а текст сложится сам… если ты не даун, конечно.

Эмоциональная составляющая в текстах

Как-то раз я был влюблен. Влюбленным положено читать стихи под луной. Чужих стихов я не знал, а писать свои не мог. Но честно пытался. Эмоций в моих четверостишиях было много, но банальщины и пошлости еще больше. Чего только не понапишешь в 20 лет под действием тестостерона. В результате любимая так и не услышала моих виршей…

Схема написания плохих стихов, в общем, проще, чем написание осмысленных текстов. Берем слово любовь, наворачиваем вокруг него разную морковь, кровь и прочие рифмы. Главное — держать ритм и хорошо знать попсовые песенки. В них просто кладезь годных к употреблению шаблонов. Стихи при этом получаются негодные, но их можно положить на музыку и выдать шлягер. До этого, слава йогу, так и не дошло.

Влюбившись в N-ный раз, стихи пишешь совсем другие. Их не стыдно прочитать ночью, в них появляется смысл и чувственность. Главное не бросать попытки, а влюбляться снова и снова.

Вывод 2. Эмоции в стихах важны, но этого недостаточно. Еще важные составляющие: рифма, ритм, мысль (лейтмотив), подходящий размер… Начните писать, наберитесь опыта и насчитаете с сотню важных факторов, а для начала и этих хватит. Главное не останавливаться.

Писатель тоже хочет кушать

Поэтому писателю нужно что-то продавать. Впервые я продал текст неожиданно даже для себя. Будучи безработным я сделал сайт на Joomla про праздники. Написал туда кучу текстов про все виды удовольствий, но первым стрельнул материал о заказных поздравлениях. Писать тексты под заказ было просто идеей, оформленной в предложении гипотетическому заказчику, пока мужской голос не произнес мне в ухо из трубки: «Мне нужен сценарий на новогодний корпоратив».

Заказ так меня вдохновил, что сценарий родился за пару часов и до сих пор хранится в моем портфолио. Немного это напоминает детскую фотографию, где вы лежите голышом на одеяле, а рядом довольные родители смеются и агукают, шлепая вас по розовой попке. Цену я зарядил символическую и очень боялся, что клиент меня «кинет». Время было тревожное — опыта исполнения дистанционных заказов не было, денег тоже, про фриланс-биржи никто еще мне не рассказывал. В итоге клиент примчался ко мне домой из другого района города ближе к полуночи, и мы довольные обменялись бумагами. На моей белой мелким бисером были рассыпаны черные буквы, на его цветной местами сияли гордо нули. Сдачу он не взял, так ему все понравилось — и буквы, и их стоимость.

Вывод 3. Вдохновение важно в творчестве, но не самое главное. Важно то, что вдохновение можно призвать — любовью, адреналином, деньгами, психостимуляторами… У вас должно быть достаточно ума и фантазии, чтобы понять, чего вам не хватает для вдохновения и где это взять. Муза любит разнообразие.

Солдат невидимого фронта

Говорят, что солдат учат маршировать не для того, чтобы они на параде ногу тянули красиво, а чтобы научились беспрекословно выполнять приказ на поле боя. Дали приказ — пошел выполнил. Без вариантов. Никаких «я не могу», «я потом сделаю», «у меня сейчас эти дни» и прочие кривые отмазки. Марш-броски проходят не тогда, когда есть настроение побегать по лесу с рюкзаком (неужто и такое бывает?), а когда это запланировано. Применение интеллекта в бою и контроль усилий на марш-броске никто при этом не отменяет. Есть — применяй, нет — реагируй по ситуации.

Я не помню недовольных клиентов. Некоторое время это меня удивляло, а потом я понял, что дело в потере памяти моей обязательности. Вся моя биография полна подобной муштрой: пионерлагеря, школьные смотры строя и песни, служба на флоте, работа в корпорации… Все эти места и занятия вырабатывают привычку выполнять команды и взятые на себя обязательства. Договор, даже устный, нужно выполнять.

Вывод 4. Дисциплина нужна не только солдату, но и творцу. Дисциплина помогает оттачивать навыки даже в отсутствие вдохновения, денег, настроения и жены. Признание приходит не к одаренным гениям, а к одаренным, работающим на пределе, гениям.

Так о чем этот текст

Это единственный текст обо мне. Остальные тексты про… про написание осмысленных текстов. О том, как тексты пишутся, как работают, как НЕ работают, как выбрать того, кто их напишет и как потом с этим жить.

Выше я попробовал сделать 4 вывода. Если они в вас откликаются, давайте поработаем к обоюдному удовольствию. Вам нужны тексты? Ну тогда не будем размениваться по мелочам — заключим долгосрочный договор и… Поехали!

Добавить комментарий